Направление «Прикладная математика и информатика»

Кафедра программного обеспечения систем радиоэлектронной аппаратуры
при АО «Концерн «Вега»

Московский технологический
университет


Институт кибернетики

 
ВЕГА | 1944-1967 | 1967-1990 | 1990-2003 | 2003-2010

ОАО «Концерн радиостроения «Вега» был создан как Центральное конструкторское бюро N 17 (ЦКБ-17) Наркомата авиационной промышленности Постановлением Государственного комитета обороны СССР 1 октября 1944 года.

У истоков нового научного учреждения стояли заместитель председателя Совета по радиолокации при ГКО академик А.И. Берг и нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин.

Начальником ЦКБ-17 был назначен Я. М. Сорин.

В 1945-1947 гг. первыми разработками ЦКБ-17 (а с 10 июля 1946 года НИИ-17) стало создание аппаратуры для самолета Ту-4:

  • РЛС <Кобальт> (главный конструктор А. И. Корчмар);
  • аппаратура <Магний> и <Барий> (главный конструктор Д. С. Михайлевич);
  • радиовысотомер <Литий> (главный конструктор Е. И. Гальперин);
  • станция <Рубидий> с тренажером <Стронций> и измерительной аппаратурой <Вольфрам> (главный конструктор темы <Рубидий> Я. Б. Шапировский).

За успешную разработку станции <Рубидий> Э. И. Гиттис, А. И. Корчмар, Г. М. Кунявский и Я. Б. Шапировский были удостоены Государственной премии.

В 1946-1949 гг. в НИИ-17 успешно завершены темы <Радий-П>, <Молибден>, <Магнезий>, <Ванадий>, <Октава>, в рамках которых велись работы по созданию радиоизмерительных приборов для регулирования, настройки и проверки самолётной радиолокационной аппаратуры. За эти работы В. П. Алексееву, Л. Д. Бахраху, Г. А. Бортновскому, Е. И. Вяткиной, И. В. Доктуровской, М. Ф. Зеленцову, В. П. Иванову, С. С. Кошко, А. Н. Лебедеву, В. М. Луневскому, М. И. Люстигу, Л. Б. Нурику, Е. Я. Поляковой, М. В. Сарбучеву, Н. М. Седуну, В. П. Уфтюжанинову, Ю. И. Фельдману, К. В. Филатову, В. Б. Штейншлейгеру были присуждены Государственные премии.

Для проведения летных испытаний разрабатываемой радиолокационной техники в районе поселков Суково и Солнцево в 1946 году была организована лётно-испытательная база во главе с заместителем начальника института Героем Советского Союза В. С. Гризодубовой.

В 1946-1957 гг. коллективом НИИ-17 были разработаны РЛС для реактивных истребителей (главные конструкторы В. В. Тихомиров, А. Б. Слепушкин, Г. М. Кунявский) и тяжелых бомбардировщиков (главный конструктор В. В. Тихомиров), вскоре принятые в эксплуатацию. В этот же период в коллективе активно велись научно-исследовательские работы (научные руководители А. И. Корчмар, В. Б. Штейншлейгер, В. И. Геронин), в результате которых были решены вопросы увеличения четкости радиолокационного изображения, ослабления маскирующего действия отражений от земной поверхности.

С середины пятидесятых годов институт интенсивно работает по нескольким тематическим направлениям:

  • с 1955 по 1964 год успешно проведена разработка станции <Зенит> (главный конструктор А. Б. Слепушкин);
  • с 1958 года активно развивается направление исследований и разработок доплеровских радиолокационных станций;
  • с 1960 года начинается проведение НИОКР по созданию бортовых РЛС землеобзора;
  • с 1962 по 1965 год разрабатывается радиовысотомер больших высот для космического аппарата <Луна-9> (главный конструктор В. П. Иванов);
  • проводятся работы по созданию малошумящих квантовых парамагнитных усилителей (научный руководитель В. Б. Штейншлейгер), а также малошумящих больших зеркальных антенн (научный руководитель Л. Д. Бахрах), успешно использованных в радиоастрономии и системах дальней космической связи;
  • разрабатывается первая в стране ЦВМ на полупроводниках <Пламя> (главный конструктор Б. П. Карманов), многие годы выпускаемая на серийных заводах.

3 февраля 1966 года радиовысотомер больших высот обеспечил впервые в истории космонавтики мягкую посадку на поверхность Луны космического аппарата <Луна-9>. Посадка на Луну удостоена Ленинской премии. Среди лауреатов Г. А. Зонненштраль.

Под руководством главного конструктора В. Е. Колчинского в период с 1958 по 1966 год было разработано целое семейство допплеровских измерителей путевой скорости и углов сноса для самолётов и вертолётов (<Трасса>, <Стрела>, <Мачта>, <Снос>), причем каждое новое поколение отличалось значительным уменьшением массы и габаритных размеров, повышением надёжности. С 1966 по 1969 год в институте разработаны допплеровские радиолокаторы <Планета> для обеспечения посадки на Луну (главный конструктор В. Е. Колчинский). За эти работы удостоены Государственных премий В. А. Грановский, Л. Г. Колишер, В. Е. Колчинский.

Институт был пионером в разработке тепловых пассивных РЛС (главный конструктор С. Т. Егоров). Работы велись как в наземном, так и в бортовом вариантах.

Во второй половине 50-х годов, в самый разгар <холодной войны>, когда очень остро встал вопрос о раннем обнаружении самолётов <вероятного противника> - носителей ядерного оружия, было принято решение о создании самолёта радиолокационного дозора.

В 1964 году в эксплуатацию был принят разработанный коллективом института радиотехнический комплекс (РТК) <Лиана> со специальным вращающимся обтекателем крупногабаритной антенны на фюзеляже (главный конструктор В. П. Иванов) для самолёта Ту-126. РТК <Лиана> позволял производить раннее обнаружение самолётов над морской и ледовой поверхностью и надводных кораблей на дальностях до 400 км, определять их государственную принадлежность и передавать данные о них через специальные приёмные радиоцентры на командные пункты ПВО. Эта работа на многие годы определила главное направление деятельности института - создание радиотехнических комплексов обнаружения воздушных целей на фоне подстилающей поверхности. Самолёт Ту-126 с РТК <Лиана> находился в эксплуатации до 1990 года.

В 1963 году после предварительной проработки в институте началась опытно-конструкторская разработка бортового радиолокационного космического комплекса для глобального обзора морской поверхности с автоматическим обнаружением и определением координат надводных кораблей независимо от времени суток и метеорологических условий (главный конструктор И. А. Бруханский), РЛС для этого комплекса (главный конструктор П. О. Салганик) и вычислительной системы для обработки информации в космосе (главный конструктор М. П. Богачев). Первая информация на пункте приема была получена с космического аппарата <Космос-402>, запуск которого был осуществлен 1 апреля 1971 года. Государственные испытания завершились принятием системы в эксплуатацию. В течение длительного периода комплекс выпускался серийно и успешно эксплуатировался на большом количестве космических аппаратов.

За эти работы в 1980 году Е. В. Дмитриев и П. О. Салганик удостоены Государственной премии.

Успешное проведение разработок института во многом определялось высоким уровнем и развитием отраслевых направлений. Эти работы вышли далеко за рамки института и сыграли значительную роль в развитии отечественной радиоэлектроники.

Дальше >>

МОСКВА 2017